Краткое Содержание Слон
Осенью 2007 года Сбербанк с тревогой ожидал перемен. Во главе огромной организации, чьи офисы располагались во всех регионах России, а численность персонала достигала 270 тысяч человек (превышая число сотрудников таких крупнейших международных корпораций, как Procter&Gamble, Coca-Cola и Sony), встал новый руководитель. Экс-министр экономического развития и торговли Герман Греф был давно известен своей приверженностью идее либеральных реформ. Но в данном случае в необходимости реформирования были убеждены далеко не все. Крупнейший банк страны, главный акционер которого, Центробанк, служил гарантией надежности, казался непотопляемым. Одно только мешало сказочному образу: клиенты Сбербанка от Калининграда до Владивостока шли в его офисы с большой неохотой.
”История возмужания Сбербанка напоминала притчу о том, куда заводит упоение рекордами. Он словно повторял путь страны, первой покорившей космос, но построившей при этом бесчеловечную экономику”.Став председателем правления Сбербанка, Греф заявил, позаимствовав образ у бывшего главы IBM Луи Герстнера: “Мы должны доказать, что слоны умеют танцевать”. Греф в качестве нового руководителя Сбербанка был для банкиров неожиданным выбором: впервые у руля Сбербанка встал человек без экономического образования. Самому Грефу уход из правительства в бизнес давал возможность воплотить идеи, “которые буксовали в масштабах страны”. Банкиры были не в восторге. “Все было сделано для того, чтобы я здесь рухнул как можно быстрее”, – вспоминал позже Греф.
“Сбербанк был частью государства. Он не мог просто взять и покатиться в тартарары, что время от времени случалось с частными финансовыми компаниями по всему миру. Однако устойчивость не гарантировала привязанности”.Греф привлек к работе крупнейшие западные консультационные компании, такие, как Bain, Fitch, Oliver Wyman, PricewaterhousCoopers, McKinsey (которая, кстати, стояла у истоков банка “Русский стандарт”). Он также обновил команду менеджеров, привлекая руководителей Сбербанка из регионов, а также молодых людей, получивших западное образование и имевших опыт работы на российском рынке в крупнейших международных корпорациях. Главным стратегом реформы стал Денис Бугров, экс-партнер компании McKinsey, директором по IT – Виктор Орловский из московского офиса IBM.
“По словам Грефа, пятилетнюю стратегию Сбербанка выстрадали сотни сотрудников”.