Слон Жив
Если вы не слышали о национальной премии кинокритики и кинопрессы "Белый слон", знайте: это гамбургский счет в российском кино. Критиков не любят – их премия желанна, поскольку "Белый слон" профессионален, независим, внекланов и честен.
История его прихотлива. 25 лет назад Марк Рудинштейн придумал для основанного им "Кинотавра" приз "Золотой овен", который вскоре переформатировал в награду семи лучшим профи "по выбору киножурналистов". Рудинштейна манила слава основателя российского аналога "Золотого глобуса", который в США присуждает Голливудская ассоциация прессы – правда, иностранной.
"Овен", скажу так, постепенно начал угрожать репутации критического сообщества, без которой мы – бумагомараки. Премию терять не хотелось, роптали в своем кругу. А в 1998-м Гильдия киноведов и кинокритиков учредила Национальную премию кинокритики и кинопрессы, которая в 2005-м стала называться "Белым слоном".
Он кормился на весьма скромной полянке, отведенной ему министерством культуры; министр Мединский в господдержке отказал. Два года помогал Союз кинематографистов: гильдия небогата из-за смехотворности заработков большинства киноведов и кинокритиков.
Идеологическое замуровывание страны и экономический кризис, уничтожив отделы культуры многих серьезных изданий или сами издания, оставили многих коллег без работы.
В гильдии свыше двухсот человек, еще сотня критиков состоит в Союзе кинематографистов помимо нее. А пишущих о кино в стране несчетно: критика, как и режиссура, депрофессионализируется - на радость управленцам в культуре и мнимым продюсерам?
Еле выжил
Правообладатель иллюстрации Ria Novosti Image caption На недавнем своем "Золотом орле" Никита Михалков взял приз "За вклад в мировой кинематограф"Нюансы жизни "Белого слона" привожу не случайно. В прошлом декабре он был в шаге от смерти.
Самый влиятельный человек российского кино, а то и всего культурного "департамента", Никита Михалков инициировал новую премию – не вместе, а вместо критической. Неудивительно. Почти 20 лет, с "Сибирского цирюльника", критики отказываются признавать его фильмы шедеврами. Так и пишут/пишем: ранний Михалков-режиссер прекрасен, а зрелый – увы. "Солнечный удар" (2014) подвергся тотальной критической обструкции.